Картина с Лениным
В одном из чатов скинули мем. Давайте проигнорируем текстовую часть и рассмотрим картину. Она хороша свой композицией, и сейчас я объясню почему.
Композиция в живописи — это такое расположение объектов, при котором они согласованы и уравновешены. Согласованность означает правильное расположение в пространстве, непротиворечивость углов, света, геометрии. Уравновешенность означает, что на каждый ключевой объект приходится парный, противоположный ему в цвете, размере, динамике.
Звучит непонятно, но вот несколько примеров. Центральный объект никогда не находится в центре картины, потому что иначе рушится композиция. Центр — это смерть композиции, ее тупик. Какой-то объект может быть в центре, но другие, более важные объекты, должны оттягивать на себя внимание зрителя. Большой темный объект можно уравновесить небольшим светлым с другой стороны. Статику уравновешивают движением. Например, когда герой заносит меч над чудовищем, его массу и статику уравновешивает тонкость и скорость меча.
Теперь посмотрим на картину. Очевидно, Ленин — главный персонаж, но он находится не в центре, а левее. Напротив него юноша, с которым он ведет диалог. Юноша “подсвечен”, чтобы было понятно, к кому обращается Ленин. Их лица — ключевые объекты картины, а между ними — указательный палец Ленина. Именно палец находится в центре картины, как бы говоря: истина здесь. Таким образом палец и лица по обе стороны образуют центр композиции.
Другие детали: в левой части находится сцена с обилием красного: знамя и скатерть. Этот красный уравновешен косынкой девушки справа. Ничто не мешало сделать косынку такой же блеклой, как одежда других людей. Но она именно красная, чтобы выступить противовесом.
Геометрия: обратите внимание на положение Ленина и зрителей. Ленин отделен от них небольшим коридорчиком, и в результате персонаж уравновешивает толпу. Если поделить картину ровно пополам, то получится один человек против многих. Это снова динамика, контраст величин. В целом толпа образует полукруг, все взгляды устремлены в центр — и композиция получается замкнутой.
Наверное, кто-то лучше разбирается в живописи и видит больше деталей. Но мне хватает и этих. Не важно, какое у вас отношение к Ленину — полюбоваться картиной стоит.
Полная версия картины:
“В.И. Ленин среди делегатов III съезда РКСМ”. Белоусов П.П., холст, масло.
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl/⌘+Enter