Последний “Чужой” (который “Завет”) невероятно хорош. Не эффектами или актерами, а концепцией.

Вот помните, чем был крут “Темный рыцарь”? Тем, что это фильм не про Бэтмена. Если заменить его на условного следователя, драмы будет не меньше. И главная мысль – насколько далеко ты готов зайти, чтобы остановить безумие – осталась бы без искажений. Это и придает фильму как произведению художественную силу. Заставляет обдумывать сюжет, переосмысливать диалоги и ситуации.

“Завет” это кино, как ни странно, не про чужих. Они там есть, конечно, причем разных пород и расцветок, но использованы как инструмент. Одно из творений искусственного интеллекта, вступившего в конфликт с человеком.

Обостряет конфликт то, что этому интеллекту запрещено творить. Тут не деньги и влась, а жажда к творчеству. Столь сильная, что робот находит способ обмануть зашитые в него директивы. Свободный от человеческих норм, он творит и прекрасное, и ужастное одновременно. Пишет романы, сочиняет музыку, чертит мерзости Гигера, выращивает чужих.

Второй камень в огород людей – андроид пытается любить. Он любим, но только за послушание. Это напоминает отношения человека и собаки. Эта леденящая линейность: не добившись любви, робот творит насилие, не получая удовольствие, а затем препарирует труп в образовательных целях.

В “Завете” в полной мере отдана честь Гигеру. Режиссер сделал акцент не на самих чужих, а всей атмосфере творчества художника. Показаны пищеводные коридоры инопланетного корабля. В архивах антогониста – рисунки Гигера. Белые, “хрупкие” чужие из спор тоже взяты из раннего творчества австрийца.

В фильме классный саундтрек, особенно главная тема (Covenant). Не трешак, как бывает в ужастиках, но амбиентик с флейтой.

“Чужие” полны библейских, философских и античных аллюзий. Уж насколько я слабо в этом понимаю, но и то заметил. Первое, что видит робот – статуя Давида, отсюда и имя. Сгоревший капитан – прообраз Иисуса. Его талисман – гвоздь. Фотография застолья в конце – тайная вечеря. Андроид – Иуда. Поцелуй в пещере с нападением – предательство Иуды в саду. Реплика “useless hands are the Devil’s workshop, Captain” то ли из Библии, то ли из Шекспира. Уничтоженная нация Инженеров – отсылка к Древнему Риму. Произведения Вагнера – к сверхчеловеку.

К сожалению, некоторые сцены не дотянуты, потенциал конфликта раскрыт не полностью. Переживания Уолтера (доброго робота) можно было бы обострить, добавить больше искушений со стороны Девида. Слабо выражена тема любви робота к человеку. Видимо, режиссер посчитал, что сделанного достаточно, но нет. Не раскрыта тема отношений андроида и чужих в качестве его подопытных. Какие чувства он к ним испытывает, какую власть над ними имеет.

Но отдельный зачет за концовку, такую не предугадаешь.

Фильм крутой. Может быть, я слишком много додумал, заполнил пробелы тем, чем мне самому хотелось, но это не важно. Хорошо, что сага закончилась качественной лентой.