Когда я читал восточные сказки в детстве, то, обращал внимание на сюжет. Кто кого убил и обманул, чью жену украл. Перечитывая сейчас, замечаю многое из того, что не видно ребенку, но понятно взрослому.

Наиболее интересное наблюдение — это психотип древних людей. Они в буквальном смысле большие дети. Население Персии пребывает в трех состояниях: радость, гнев, страх. Переход от одной стадии к другой случается мнговенно как у психически больных.

Вот персонаж поел и выпил, ему хорошо. В следующую минуту ему возразил слуга; теперь он кричит и требует отрубить голову. Появляется визирь, он впадает в страх и плачет. Все это — за считанные минуты.

Герои никогда не говорят спокойно. Малейшее несогласие или возражение — и они кричат, плачут, словом, что угодно, лишь бы не спокойно обсудить решение.

Еще одно наблюдение — герою не зазорно делать подлости. Может быть, вы забыли, чем кончается оригинальная сказка про Аладдина, но я напомню. Он пробирается в замок врага, который похитил принцессу. Они с принцессой договариваются: та соблазнит злодея и усыпит сонным порошком, а Алладдин убъет. Так и выходит: Аладдин стоит за шторой, и когда злодей падает сонный, спокойно рубит ему голову.

Это отличается от европейского канона, согласно которому герой вступает в бой открыто. И не только открыто, но и на равных: без лазеров и пулеметов, один на один на кулаках. Представьте кассовый фильм, где герой убивает врага ножом в спину и едет домой. Зрители будут недовольны.

Чтобы два раза не вставать: в оригинале Аладдина зовут Ала Ад’Дин. Такое вот сложное имя, которое упростили для иностранного читателя.